Содержание

  1. Необходимость разработки боеприпасов с низким побочным эффектом
  2. Разработка корпуса авиабомбы BLU-129/B из углеродного волокна 
  3. Стоимость авиационной бомбы BLU-129/B (класс Мк-82)

1. Необходимость разработки боеприпасов с низким побочным эффектом

Вопрос снижения побочного эффекта от применения различных средств поражения стоял всегда. Однако он особенно обострился после «вступления США в бесконечную войну с террором». И основную роль в этом сыграл интернет. Если 100 лет назад актуальным было выражение «утром в газете, вечером в куплете» то сегодня «смотрите в интернете».

В результате применения обычных боеприпасов количество погибших «не виновных и не причастных» значительно превышало количество «легитимно убиенных». Широкое распространение смартфонов делало бессмысленными попытки сокрытия зачастую трагических результатов.  Оказалось, что социальные сети могут использовать не только Соединенными Штатами, но и против них.

Вторым, не менее важным моментом, была необходимость избежать потерь среди своих военнослужащих при их плотном соприкосновении с противником. Практически во всех конфликтах последних десятилетий авиация США обладала господством в воздухе. Расположение на минимальном расстоянии от позиций армии США позволяло нивелировать эту угрозу.

В США начались работы по разработке средств поражения с низким побочным эффектом. Наряду с работой по таким очевидным направлениями как повышение точности поражения, снижения массы ВВ были запущены и довольно экзотические проекты, к оным можно отнести, например ракету AGM-114R-9X. В качестве боевого блока (поражающих элементов) которой используются шесть мечевидных ножей. Ножи буквально на куски рубят людей, находящихся в автомашине, при этом целыми остаются даже ее стекла. Странно, что это изделие до сих пор не объявили «экологически чистым»

После того как в ноябре 2008 г. в Афганистане американцы разбомбили очередную свадьбу (95 погибших и более 50 раненых) вопросом снижения «побочных эффектов» озаботились и ВВС. В качестве объекта «модернизации» была выбрана одна из самых распространенных не только в НАТО, но и мире авиационная бомба Мк-82.

Пилон бомбардировщика B-52H с подвешенными авиабомбам Mk-82и
Авиационная бомба Mk-82 на пилоне B-52H

Авиационная бомба Mk-82

  • Длина: 1480 мм
  • Диаметр: 273 мм
  • Вес: 227 -232 кг (класс 500 фунтов)
  • В том числе
  • стальной корпус 140 -142 кг
  •  ВВ 87-89 кг (как правило тритонал)
  • Перегрузка» 1,2 -5 g
  • Зона поражения 2400 м2 (30 м вдоль и 80 м поперек)
  • Количество осколков менее 3000
  • Масса осколков 0,2 – 20 гр.
  • Скорость осколков от 768 -2440 м/с
  • Вероятность поражения на дальности 250 м – 10%, на дальности 450 м – 0,1%

Существует множество модификаций данного боеприпаса. Так вариант с предварительно фрагментированным корпусом (PFB-82). В этом случае зон поражения 19 200 м2 (80х240 м), количество осколков – 17 000.

2. Разработка корпуса авиабомбы BLU-129/B из углеродного волокна 

В мае 2010 г. Исследовательская лаборатория ВВС США (AFRL) выдала заказ Ливерморской национальной лаборатории им. Лоуренса (LLNL) на разработку авиационной бомбы класса Mk-82 (500 фунтов) с очень низким побочным эффектом.

В разработке конвенциальных боеприпасов LLNL сотрудничает с Министерством обороны с 1985 года. 

В группу по разработке боеприпаса были включены, и представители фирмы «Aerojet-Rocketdyne» на заводе которой предполагалось организовать серийный выпуск изделия. Это позволило сразу же разрабатывать серийную технологию

Процес намотки углеволокна при изготовлении авиабомбы BLU-129/B
Намотка прототипа корпуса BLU-129/B в LLNL

Авиабомба получила обозначение GBU-39 / B Нередко ее называют PL MK-82 от Precision Lethality.

Принцип действия этой АБ довольно прост. В ней используется так называемая многофазная взрывчатка, что уже давно не является чем-то новым. При взрыве «первая взрывная волна» превращает в «пыль» углепластиковый корпус, что исключает его фрагментацию. АБ, по сути, превращается в безоболочное взрывное устройство. Поражающим действием обладает т.н. «вторая волна».

Углепластиковый корпус BLU-129/B в горизонтальном положении
Углепластиковый корпус АБ BLU-129/B после намотки
Корпус из углеродного волокна авиабомбы BLU-129/B
Углепластиковый корпус АБ BLU-129/B после механической обработки
Авиабомба BLU-129/B во время подъема
BLU-129/B в сборе

Согласно требованиям ВВС BLU-129/B должна обладать баллистикой идентичной стандартной Mk-82, сохранить возможность использования существующих систем подвески и транспортировки, комплектов JDAM и специализированных взрывателей  

Применение углепластикового корпуса (более легкого, чем металлический) потребовало разработки утяжеленной взрывчатки (был использован вольфрамовый наполнитель), соединений углепластика с металлическими деталями.

Большой объем работ был выполнен при расчете углепластиковой оболочки корпуса.  Она должна выдерживать перегрузки, возникающие при транспортировке на реактивном истребителе, падении с высоты нескольких тысяч метров, пробитии крыши (перекрытия) стандартного здания.

По информации «Science & Technology Review» 95% работ по проектированию изделия было выполнено путем моделирования и только 5% пришлось на физические эксперименты и прототипирование

По этому поводу Кип Гамильтон, руководитель проекта по созданию бомбы BLU-129/B в LLN сказал:

«Наши передовые возможности моделирования и симуляции сокращают время, необходимое для определения окончательных технических характеристик конструкции боеприпасов»

Работы продвигались довольно быстро и уже в 2011 г первая АБ BLU-129/B была применена в Афганистане. Согласно отчетам ВВС, вероятность нанесения сопутствующего ущерба у этого боеприпаса в три раза ниже, чем у стандартной Mk-82.

Перевозка авиационной бомбы BLU-129B по ахродрому
Подвеска авиационной бомбы BLU-129/B на F-16 (АБ Баграм)

В ВВС США используется одна конфигурация BLU-129/B с комплектом JDAM, данная система получила обозначение GBU-38 (V) 5 / B.

Для авиации флота был разработан вариант LJDAM c сапфировой линзой.

Предполагался следующий порядок адаптации боеприпаса к носителям:

  • А-10, F-15E, F-16
  •  AV-8B, F-18A + / C / D / E / F,
  •   B-1 и MQ-9
Коллаж фото этапов поражения цели авиабомбой BLU-129/B
Поражение цели авиабомбой BLU -129/B при проведении испытаний

Согласно опросам пилотов, проведенным ВВС США, выяснилось, что в ходе боевых вылетов до 70% потенциальных целей остаются не пораженными.  Причина- отсутствие боеприпаса необходимой мощности.

В авиабомбу BLU-129/B была введена возможность изменения мощности, экипажем в ходе выполнения боевого вылета.

Инертный углепластиковый корпус FNL

BLU-129/B не единственный боеприпас корпус которого изготовлен из углеродного волокна.  Из этого материала, фирма Aerojet Rocketdyne так же производит корпус Focused Lethality Munitio (FLM), для 250-фт. бомбы малого диаметра GBU-39 /B

3. Стоимость авиационной бомбы BLU-129/B (класс Мк-82)

На протяжении последних нескольких лет (с 2016 г.) ВВС США ежегодно закупают 70 авиабомб BLU-129/B на сумму немногим более 8,1 млн. долларов. Стоимость одной такой авиабомбы (без комплекта JDAM и специализированных взрывателей) составляет 116 000 $.

Это примерно в 40 раз дороже, чем обычная бомба BLU-111/B (500 фунтов) и более чем в пять раз дороже чем новая BLU-137/B (2000 фунтов) предназначенная для поражения бункеров.

Можно сказать, что имидж имеет свою цену.